25.06.2018
Как проходят занятия в сенсорной комнате?
Оборудование сенсорных комнат позволяет создать множество уникальных программ для развития и коррекции поведения детей. Давайте рассмотрим пример, как могут быть построены занятия педагогом.
Как правило, соблюдается некий ритуал, который включает начало занятия и приветствие, которые позволяют снять тревожность и напряжение, отключиться от внешнего мира и включиться в игру, предлагаемую наставником.
Затем идет основная часть, которая либо направлена на расслабление мышц, либо на активацию и концентрацию внимания. Заканчиваются занятия тоже своеобразным ритуалом, чтобы помочь детям и взрослым адаптироваться при переходе к повседневной рутине.
Давайте вернемся к целям занятий, и напомним, что дети под руководством психолога развивают в сенсорных комнатах:
- вестибулярный аппарат и органы восприятия;
-
мелкую моторику пальчиков, тактильную и проприоцептивную чувствительность;
-
слухо- и зрительно-моторную координацию;
-
связную речь (как умение передавать свои ощущения словами);
-
развивать когнитивную сферу в целом;
-
прививать навыки использования предметов в быту;
-
активизировать произвольное внимание;
-
закрепление знаний цветов, звуков, стимулирования воображения;
-
развивать коммуникативность, творческие и умственные способности
-
повышать способность к саморегуляции.
Занятия в сенсорных комнатах, которые подаются как игры, не вызывают тревоги у детей (как, например, визит ко врачу) и воспринимаются как интересное веселое времяпрепровождение, на самом деле имеют глубокий терапевтический эффект, позволяют мягко корректировать развитие ребенка в детском саду или в школе, формировать психологически здоровую личность.
Для разностороннего воздействия на органы чувств детей используются самые различные дидактические панно и пособия: сухие бассейны, воздушно-пузырьковые колонные, панно Звездное небо, тактильные дорожки, мягкие игровые модули, гигантские мячи, аквалампы, проекторы.
Когда педагог хочет погрузить детей в созерцание, кроме изображений и проекций, он использует другое оборудование в сенсорной комнате, которое позволяет создавать атмосферу полного погружение в виртуальное пространство.
Например, если необходимо «очутиться» рядом с лесным водопадом, детей приглашают рассматривают пейзажи на фотообоях или на проекциях, создаваемых с помощью специальных программ. Это могут быть анимации и даже интерактивные проекции, взаимодействующие со зрителями.
Визуальные образы поддерживают другие компоненты сенсорных комнат: погрузиться в волшебство помогают аудиозаписи звуков леса и шума водопада.
Далее подключаются различные тактильные ощущения: пробежаться по лесной тропинке помогают специальные тактильные дорожки. При этом дети фиксируют свои ощущения и стараются передать словами то, что чувствуют стопами и пальчиками ног.
Меняя окружающий фон можно погружать детей в различные реальности, вызывая различные ощущения. Они прислушиваются к себе, учатся облекать в слова не предметы, а свои чувства и эмоции.
Спокойные и созерцательные упражнения перемежаются активными, направленными на развитие игровых, бытовых, коммуникативных навыков.
Сначала дети по заданию педагога занимаются индивидуально и в группах на различных дидактических стендах, отрабатывая навыки, которые развивают мелкую моторику и которые пригодятся им в повседневной жизни. Например, для самых маленьких предлагаются стенды с различными застежками, молниями, пуговками, кнопками, которые они потом самостоятельно смогут застегивать и расстегивать на собственной одежде. Или стенд с замочками, крючочками, задвижками, которые они могут встретить дома или в детском саду. Кроме простых бытовых предметов стенды могут включать необычные, яркие, фантазийные элементы, которые тоже нужно выстроить в нужном порядке, распутать, расставить на места.
Самая активная фаза занятий – это соревнования со сверстниками в мягких лабиринтах с горками, туннелями и лесенками. Дети катаются на мячах-гигантах, наперегонки бегают по комнате.
Эта фаза сменяется опять более спокойной, когда малыши опять концентрируются на ощущениях: тактильных, зрительных, слуховых. И, конечно, опять ставится задача облечь в слова эти сенсорные ощущения.
В конце занятий в сенсорной комнате наступает этап глубокой релаксации, когда все присутствующие должны максимально расслабиться. Дети ложатся на мягкое напольное покрытие, кто-то погружается в сухой бассейн, наполненный шариками, кто-то отдыхает в мягких креслах-мешках. Свет приглушен, звучит негромкая музыка, зеркальный шар бросает блики на окружающие предметы. Все мышцы расслабляются, тело становится легким, дыхание – свободным.
И, вот наступает финальная фаза: все открывают глаза, потягиваются и заканчивают занятие ритуалом прощания.
Продолжительность занятий для самых маленьких детишек составляет около 15 минут. Для детей 3-7 лет занятия могут продолжаться 20-30 минут. Проводят такие занятия специалисты, прошедшие специальную подготовку: психологи, педагоги, логопеды, воспитатели.
Это только один пример, который должен дать вам представление о возможностях использования сенсорных комнат в школах и детских садах.
В настоящее время разработано много методик занятий. И с каждым днем их появляется больше: создается новое тактильно-сенсорное оборудование, расширяются и возможности сенсорной комнаты.
Начать комплектовать сенсорную комнату можно, например, с сухого бассейна, постепенно наполняя ее интересными и полезными дидактическими и игровыми материалами, которые, воздействуя на различные органы восприятия, будут развивать умственные способности, творческие навыки и речь малышей:
Закажите
оборудование для сенсорных комнат и комнат релаксации
в Консалт-Про по телефону (343) 22-64-064, отправьте заявку на адрес info@konsaltpro.ru
или заполните форму обратной связи ниже.